Сегодня на совещаниях, круглых столах или конференциях, где обсуждаются вопросы подготовки кадров, можно нередко услышать жалобы представителей полиграфических предприятий
и издательств на низкий уровень профессионализма специалистов, работающих в отрасли. Причем недостаточный уровень знаний демонстрируют и те, кто только что закончили высшее или среднее учебное заведение, и те, кто уже достаточно долго работают. Между тем в отрасли есть немало авторитетнейших полиграфистов, обладающих огромными теоретическими познаниями, практическим опытом и готовых ими делиться. Так, компания «Легион» уже несколько лет организует семинары по различной тематике, связанной с выпуском печатной продукции.
К ним, в частности, относится двухдневный семинар «Дизайн в полиграфии», который ведут его авторы — Олег Гурулев и Александр Дроздов.
О. Гурулев открывает работу семинара
По мнению Олега Степановича, для подготовки настоящего дизайнера, работающего в области полиграфии или упаковки, необходимо несколько лет. Он должен знать компьютерные дизайнерские программы, технологию полиграфического производства, особенности воспроизведения изображения офсетной, флексографской или цифровой печати и еще массу других тонкостей, определяющих качество готовой продукции. В част-ности, уметь предвидеть, как будет выглядеть отпечатанное изображения на различных запечатываемых материалах и при разных условиях просмотра, понимать, что необходи-мо для обеспечения стабильного процесса печати. Иными словами, задача дизайнера не только создать яркий образ, но и знать, как сделать, чтобы этот образ был правильно вос-произведен в книге, журнале, на упаковке или этикетке. В полиграфии дизайн — только полуфабрикат, и есть целая технологическая цепочка, которая призвана превратить этот полуфабрикат в конечный продукт — оттиск. Но беда большинства наших дизайнеров в том, что они в основном являются самоучками. У них нет системных знаний, нет базы, на основе которой они могла бы грамотно решать свои творчески задачи. Из-за этого возникают ошибки, многие из которых «всплывают» лишь на стадии печати или отделки продукции, нанося существенный репутационный и материальный урон предприятию.
А. Дроздов демонстрирует оптимальные приемы работы |
Идет практическое занятие |
Понятно, что в течение двух дней невозможно восполнить все пробелы в профессиональной подготовке дизайнеров. Поэтому, как подчеркивают авторы семинара, он ни в коем случае не пре-тендует на роль всеобъемлющих дизайнерских курсов. Его задача гораздо скромнее — дать минимально необходимые теоре-тические и практические знания, помочь избежать наиболее часто встречающихся ошибок. Вместе с тем решение и такой скромной задачи может заметно продвинуть дизайнеров по пути профессионального мастерства. Все слушатели этого семинара могут продолжить свое профессиональное совершенствование, приняв участие в других, более узких семинарах, где подробно рассматриваются локальные проблемы, с которыми сталкиваются дизайнеры.
Семинар «Дизайн в полиграфии» включает теоретическую и практическую части. В первой части — теоретической — рас-крываются основные понятия и определения из теории цвета, рассматривается, какое влияние на его восприятие оказывают источники освещения, чем опасен метамеризм, зависимость каче-ства печати от линиатуры, как появляется муар и как его избежать, что такое профили печатных систем и т.д.
Наверное, с первого взгляда может показаться, что все это эле-ментарно и давно известно. Однако авторы семинара сумели на примерах из практики убедительно показать, какую важную роль перечисленные факторы играют при создании макета, установке технических характеристик, обеспечивающих качество изобра-жений. Например, насколько по-разному выглядят одни и те же изображения на улице и в супермаркете! Дизайнер обязан знать такие особенности и учитывать их при решении своих творческих задач. На образцах из различных изданий слушатели смогли уви-деть, к чему приводит тот или иной просчет на этапе допечатной
подготовки, в частности, как отражается на качестве воспроизве-дения неправильно выбранный тип растрирования, или ошибки, допущенные при работе с красками Pantone.
Во время практической части семинара слушатели под руко-водством О. Гурулева и А. Дроздова подробно анализировали конкретные производственные ситуации, рассматривали воз-можные пути решения тех или иных задач, осваивали рациональ-ные приемы получения различных изобразительных эффектов, разбирали, что должен знать дизайнер при работе с красками Pantonе или с металлизированными и флуоресцентными краска-ми, что нужно учитывать при ламинировании и лакировании про-дукции, что такое ПРАВИЛЬНАЯ цветопроба.
Делясь впечатлением от прошедшего семинара, график-дизай-нер компании Stora Enso Packaging BB Надежда Савельева отме-тила, что багаж знаний многих дизайнеров составляет только соб-ственный опыт работы. «Олегу Степановичу Гурулеву и Александру Дроздову, — сказала она, — за два дня удалось структурировать и упорядочить наши отрывочные и разрозненные знания, раз-ложить их по ячейкам. Мы очень благодарны за то, как щедро делились они своим бесценным практическим опытом. Мы доско-нально разобрали множество реальных примеров, включая при-емы обработки графических нюансов на компьютере и анализ отпечатанных оттисков. Обучение проходило в непринужденной обстановке в формате диалога, что, на мой взгляд, очень важно. Ни один вопрос не остался без ответа. Знания, полученные нами за два дня общения с коллегами и обучения у опытных специ-алистов, позволят быстрее и качественнее выполнять свою работу с учетом факторов, которые раньше оставались без внимания. Значение таких семинаров невозможно переоценить, и мы чрезвы-чайно признательны компании «Легион» за его проведение».
Полиграфия 9 || ноябрь || 2012