Технология цифрового растрирования — один из важнейших этапов допечатной подготовки, который в значительной степени определяет качество продукции: такие проблемы как муар, ступенчатые градиенты, плохая проработка мелких деталей изображения, раздражающая глаз растровая структура изображения и т.д. практически полностью "на совести" растрирования. Первые идеи воспроизведения полутонового изображения полиграфическими средствами стали возникать в середине XIX века после изобретения фотографии. В 1882 году благодаря изобретению принципа автотипии, германский гравер из Мюнхена Георг Майзенбах заложил основы технологии растрирования, которая успешна использовалась с помощью традиционного оптического способа, вплоть до наступления эры настольных издательских систем. При этом поначалу применение цифрового аппаратного метода растрирования весьма существенно проигрывало по качеству, но удобство работы и, немаловажное, доступность, как это часто бывает, в конечном счете перевесили требования по качеству.
Современные растры подразделяются на два типа: периодические — амплитудно-моделированные и стохастические — частотно-моделированные. Но на этом их классификация не заканчивается.
Амплитудно-модулированные (АМ) растры разделяются:
по форме точки: круглые, квадратные, эллипсоидные, линейные, концентрические и т.д;
по количеству осей: двухосевые и одноосевые. Например, растр с круглой точкой имеет две оси, а линейные растры только одну;
по наличию главной оси: имеющие главную ось и не имеющие ее. Например, периодические растры с круглой точкой не имеют главной оси, а с эллипсоидной её имеют;
по линиатуре.
Частотно-модульное растрирование (ЧМ) или стохастические растры, отличаются алгоритмами генерации растровых точек в зависимости от разработавшей их фирмы, а также величиной растровой точки.
В третий тип можно выделить гибридные растры, при этом типы растрирования применяется в зависимости от сюжетного содержания оригинала: светлые и темные тона передаются ЧМ -растрированием, а остальной диапазон полутонов воспроизводится АМ-растрированием.
В настоящее время любое выводное устройство, как правило, предоставляет пользователю целую библиотеку разных растров, среди которых и традиционные с разной формой точки, и стохастические, и гибридные... Выбор того или иного для повседневного использования - задача типографии. И этот выбор не так прост, как это может показаться вначале. Выбор вида растрирования должен осуществляться издательством при непосредственном участии и по рекомендациям технологов типографии, так как от вида и параметров растрирования зависит визуальное ощущение и восприятие иллюстрационного материала.
Растры обычно узкоспециализированы и ориентированы на ту или иную технологию печати или вид работ. Правильный выбор растрирования может выразиться в целом ряде преимуществ:
меньший расход краски,
большая стабильность в печати,
некоторое увеличение насыщенности цветных красок в средних тонах,
большая разрешающая способность.
Обязательное условия получение ожидаемого и прогнозируемого результата - нормализация процесса допечати и стандартизация процесса печати производства и, как следствие, стабильное воспроизведение цвета в полиграфии. Именно поэтому все стандарты по печати содержат указания при каких условиях должно производиться растрирование.
![]() |
![]() |
Мы всегда рады сотрудничеству и готовы ответить на ваши вопросы.