vbrc.png

Экономия краски, точное цветовос­произведение, равномерная плашка без растра, возможность использова­ния цветов, выходящих за пределы гаммы стандартной триадной печа­ти, - это лишь неполный список преимуществ использования смесевых печатных красок. 

Смесевые краски помогут добиться точной цветопередачи при воспроизведении фирменных цветов (за счет возмож­ности создания уникального рецепта, отсутствующего в веере Раntоnе). позволят качественно воспроизво­дить цветной текст и многокрасоч­ную тонкую векторную графику, поскольку при использовании триадной печати возможно заметное несовмещение. Печать смесевыми красками является эффективным способом решения проблемы значи­тельного по величине несовмещения красок, например, при печати упаков­ки на тянущейся полимерной пленке флексографским способом. При за­казе смесевых красок очень важно понимать суть процессов их получения и использования, поэтому чита­телям будет небезынтересно узнать об основных особенностях этих про­цессов.

Что надо знать при заказе краски
Для правильного смешения красок необходимо знать следующие пара­метры:
•     цвет;
•     приемлемая цветовая погреш­ность;
•     запечатываемый материал;
•     способ печати;
•     тип краски;
•     при последующем лакировании оттиска — тип и оптические осо­бенности лака;
•     химическая, механическая стой­кость и светостойкость краски. Кроме перечисленных техничес­ких параметров, важнейшими для практической работы вопросами яв­ляются цены и сроки изготовления краски.

Цвет
Типичная ошибка заказчиков — мне­ние о том, что для составления ре­цепта краски достаточно данных о цветоделении на триаду (значения С. М, Y и К в процентах). В действи­тельности же значения СМYК могут дать только общее представление о необходимом цвете, но не точно определить его. Даже абсолютное выражение цвета в координатах Lab (с обязательным указанием источ­ника света и геометрии измерения) не является ни удобным, ни инфор­мативным, так как минимизировать или избежать явления метамеризма поможет только знание о спектре отражения. Чтобы иметь возмож­ность визуально контролировать метамеризм, используют просмотро­вые столы с источником света цве­товой температуры 5000 °К.

Накраска, рассматриваемая при дневном свете, при освещении лампой накаливания пли в свете люминесцент­ной лампы, будет иметь разный цвет. Но из этого правила есть и исключе­ния — памятные цвета. В частности, цвета апельсина, кожи человека и не­которые другие всегда воспринимают­ся одинаковыми, поскольку человечес­кое зрение обладает свойством конс­тантности цвета. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эта особен­ность человеческого зрения дает нам возможность, при наличии в рассмат­риваемом изображении памятных цветов, абстрагироваться от восприни­маемой нашим глазом спектральной информации.
Чтобы максимально исключить психологическую составляющую, необходимо сравнивать цвета только при соблюдении следующих усло­вий: нейтрально серый фон плотнос­тью примерно 0,3 D, угловой размер образца и накраски (рис. 1) не менее 2°. а лучше около 10°, непосредственное соприкосновение цветов (отсутс­твие границы), источник света со стандартной коррели­рованной температурой 5000 °К (D50) или 6500 °К (D65). Специально для этого можно изготовить шаблон (рис. 2).

При заказе краски необходим эталон цвета — мате­риальный образец, желательно изготовленный с приме­нением смесевой краски, а в идеале — с применением тех же красящих веществ, которые будут использовать­ся при изготовлении заказываемой краски, поскольку в последнем случае возможно минимизировать риск метамеризма.
Если цвет выбирают по вееру, следует помнить, что краски в веере выцветают, поэтому его следует хранить в темном месте и менять не реже одного раза в год, а если веер активно используется, то его замену следует произ­водить еще чаще, так как образцы пачкаются и истира­ются. Также следует учитывать, что ни компания Раntоnе, ни фирма-исполнитель не гарантируют идентичности цветов в веерах даже одного издания — другими словами: веер Раntоnе не является эталоном. Поэтому либо нужно уточнять характеристики конкретного экземпляра веера, предназначенного для рецептирования цвета, либо сми­риться с тем, что отличия цвета образцов в вашем веере от цвета образцов в веере исполнителя могут составлять 6 10 Е, даже если они одного года издания. Кроме того, эталон цвета по вееру должен быть выбран на такой же подложке или хотя бы на похожей на ту, что вы предо­ставляете исполнителю: в веере Раntоnе представлены три типа стандартных подложек: немелованная — Uncoated, мелованная глянцевая — Соаted и мелованная матовая - Мatte.

Есть и еще одна возможность спецификации необхо­димого цвета, которую следует применять с максималь­ной осторожностью, — это указание координат цвета (LаЬ, ХУZ), или, что лучше - его спектра отражения. Такой способ может пригодиться при невозможности предоставления материального образца, однако полно­стью корректен он только при наличии спектрофотомет­ра, подобного имеющемуся в колористической лабора­тории исполнителя (соответствующая геометрия изме­рения, наличие поляризационного фильтра, возможность измерения спектра), а также программного обеспечения, позволяющего передавать информацию о спектре в ком­пьютер.
Кстати, не забудьте придумать осмысленное и короткое название эталону цвета, например: «Оrangе Связной», «Рantone 485 (но вееру исполнителя)», «Вlue Святой ис­точник» и т.п. Нелишне будет пояснить, что название эталона цвета и конкретной краски — не одно и то же. Это значит, что точное наименование краски должно включать, кроме названия эталона, информацию о серии краски, запечатываемом материале, номере партии, оптимальной толщине красочного слоя (для флексографии — парамет­рах анилокса), отклонении пробной выкраски от эталона (с приложением выкраски к каждой партии), а также дату изготовления.

Краски со специальными оптическими эффектами
Краски со специальными оптически­ми эффектами (металлизированные, флуоресцентные, интерферентные) требуют специальных инструмен­тальных средств оценки, а в против­ном случае — предполагают лишь субъективную оценку. Металлизи­рованные пигменты делают практически невозможной работу с традиционным спектрофотометром гео­метрии 0/45 или 45/0, поскольку значительная зеркальная составля­ющая отраженного излучения может быть учтена только при использова­нии приборов со сферической опти­кой (геометрия 0/d или d/0), а при отсутствии таких инструментов ре­шающее значение имеет практический опыт самого колориста.

Использование флуоресцентных и интерферентных (перламутровых) красок изначально предполагает субъективную оценку. Так, в первом случае инструментальный контроль затруднен из-за преобразования части УФ-излучения в видимый свет, что не всегда корректно воспри­нимается прибором и программой, а во втором случае критическими па­раметрами являются размер интер­ферирующего пигмента, структура запечатываемого материала и угол, под которым наблюдается образец.
Приемлемая цветовая погрешность, или допуск на точность «попадания в цвет»

Следует разделять приемлемую и воспроизводимую погрешность. Приемлемая (контрактная) погреш­ность - это погрешность, устраива­ющая заказчика. Воспроизводимая погрешность - это та, которая при­суща конкретным технологиям смешения красок и печати. Напри­мер, в офсетной печати воспроизво­димая погрешность смесевой краски составляет не менее 1 2 Е, приемле­мая погрешность не более 5 Е (со­гласно ГОСТу 6593-83), а обыч­но - 2 3 Е. Следует уточнить, что для согласования измерений Е не­обходимо оговорить параметры прибора (геометрию измерения, использование фильтров), а также стандарт освещения и формулу рассчета погрешности. Можно использо­вать формулу Е СIЕ94, а если поз­воляет программное обеспечение, то Е СIЕ2000. Для точного указания диапазона погрешности можно дать исполнителю еще и образцы край­них допустимых искажений цвета по трем координатам (например, три пары: темнее—светлее, грязнее— чище, теплее—холоднее).

Образцы запечатываемого материала
Заказчик должен предоставить ис­полнителю необходимое количество образцов запечатываемого материа­ла. Если перед печатью запечатыва­емая поверхность будет покрываться грунтовочным лаком (праймером) или белилами, то необходимо пре­дупредить об этом изготовителя или предоставить образцы с покрытием. Невыполнение этого требования влечет за собой отказ исполнителя от обязательств по соблюдению ого­воренной цветовой погрешности.

Способ печати и тип краски
Заказчик должен обеспечить испол­нителя максимумом информации об используемой технологии печати. Для офсетной печати, например, следует указать тип печатного обо­рудования (рулонные или листовые машины) и определить, будет ли использоваться увлажнение и будут ли сушиться оттиски в печатной машине. Рекомендуется предоста­вить информацию и об особенностях сюжета печатаемого изображения (текст, плашки или растр). Все это поможет колористу оценить возмож­ности оборудования по количеству и качеству нанесения краски.

Если заказчик располагает ин­формацией о минимальной и макси­мальной толщине красочного слоя, то ее тоже целесообразно сообщить исполнителю. Дело в том, что насы­щенные и темные цвета часто требу­ют большей толщины слоя краски, чем позволяет нанести печатная машина, из-за чего заказчику прихо­дится либо печатать в два прогона, либо корректировать требования к цвету.
Естественно, в заказе нужно ука­зать и тип краски - масляная, УФ- отверждаемая, гибридная, на органи­ческих растворителях и т.д.

Лакирование и требования к стойкости
Значительное влияние на конечный цвет отпечатка оказывает лаковое покрытие. В частности, масляный лак немного желтит цвет, водно-дис­персионный придает более заметный глянец и требует от краски спир- тостойкости, УФ-отверждаемый лак требует высокой светостойкости (ISO 2835:1974) краски и химичес­кой стойкости (ISO 2836:2004), а щелочестойкость нужна при печати на упаковке моющих средств. Важно сообщить и о возможном последую­щем ламинировании, тиснении либо о другой послепечатной обработке, ибо это влияет на выбор наиболее подходящей для конкретного случая краски. Повышенная светостойкость необходима также для наружной и витринной рекламы, причем в этом случае более важна одинаковая све­тостойкость красок всего изображе­ния — во избежание цветовых иска­жений. Подобный сбалансированный подход вытекает из экономических и психологических соображений, так как отношения между цветами важ­нее их абсолютных значений. Требо­вание высокой стойкости к истира­нию может быть оправданно при печати на матовых поверхностях, поскольку матовость мелованных бумаг обычно создается добавлением абразивных частиц.

Цены и сроки изготовления
Стоимость изготовления краски в значительной мере зависит от ее типа. Влияние на цену может оказы­вать как сложность подбора рецепта, так и сама рецептура, а точнее вхо­дящие туда красящие вещества, стоимость которых неодинакова. Один из самых дорогих пигмен­тов — Rhodamine Red, а дешевизной отличается Мixing Вlасk.
Сроки исполнения заказа опреде­ляются характеристиками программ­ного и аппаратного обеспечения ко­лористической лаборатории и, естественно, зависят от ее загруженности заказами.

Приведем некоторые данные для оценки времени прохождения за­каза:
•     подбор рецепта (в зависимости от сложности) — от 20 мин до 2 ч;
•     время изготовления одной партии для вязкой (офсетная печать) крас­ки — 1-2 ч, для жидкой (глубокая и флексографская печать) крас­ки — не более 1 ч. Вес зависит от используемой краскомешалки, но обычно это не более 20 кг для вяз­ких красок и 40-50 кг для жидких;
•     проверка одной партии — около 30 мин;
•     логистика заказа внутри и вне предприятия — зависит от орга­низации труда и места расположе­ния предприятия.
Чаще всего заказ выполняют в зависимости от загруженности пред­приятия, в течение 1-2 суток. Круп­ные заказы требуют ответственного подхода к планированию и предпо­лагают своевременное предупрежде­ние изготовителя о будущих заказах. Следует принять во внимание, что большинство предприятий, выпол­няющих смешение красок, заказыва­ют их компоненты у иностранных компаний, а свой план закупок ком­понентов они обычно формируют за 1-2 месяца.

Как печатать
В случае печати смесевыми красками можно предложить следующую схе­му технологического процесса при работе с веером Pantone:
•     дизайнер реализует свою идею в макете, оценивая будущие смесе- вые цвета по вееру Pantone;
•     макет демонстрируется заказчику, причем для уточнения цвета сле­дует предъявить ему веер Pantone;
•     макет и список используемых смесевых цветов одобряется и подписывается заказчиком;
•     согласно подписанным эталонам для выбранной технологии печати заказываются выкраски на тираж­ной бумаге;
•     выкраски утверждаются у заказ­чика, и только после этого заказы­вается необходимое количество краски;
•    запуск тиража и подпись эталон­ного листа, а также утверждение максимальных отклонений по подаче краски (по денситометри- ческой норме) внутри тиража у заказчика;
•    печать всего тиража с контролем оттисков на соответствие утверж­денным допускам:
•    сдача тиража.
Все оценки цвета в веере Pantone следует проводить на просмотровом столе со стандартным источником света.
При работе со смесевыми красками обязательно использовать спектрофо­тометр. Прибор этот недешев (2000- 7000 долл.), но выгоднее один раз потратиться на его приобретение, чем постоянно выплачивать неустойки недовольным заказчикам печатной продукции. Кроме того, нужен и ква­лифицированный персонал - причем не только печатник, но и сотрудник отдела снабжения, и менеджер по работе с клиентами.
Внедрение продуманной и «про­зрачной» технологии работы со смесевыми красками, использование качественных и постоянных по свойствам материалов, оснащение производства приборами для конт­роля за качеством — все это вместе стоит намного дешевле перепечатки тиража. Отметим, что повышение точности контроля, переход произ­водства на системы управления ка­чеством, соответствующие стандарту ISO серии 9000, — общие тенденции в полиграфии.

В заключение хотелось бы сказать и о некоторых других особенностях печати смесевыми красками.

Во-первых, при печати смесевыми красками (как правило, это плаш­ка) необходимо контролировать толщину красочного слоя, так как с данным параметром связаны опти­ческая плотность и светлота в про­странстве Lab. Затем контролирует­ся насыщенность и цветовой тон. Недостаточная толщина красочного слоя приводит не только к увеличе­нию светлоты, но и к уменьшению насыщенности. Значительно иска­зить цветовой тон может изменение запечатываемого материала. Конеч­но, и ошибки колориста, оператора станции смешения или поставщика компонентов краски тоже могут стать причинами получения значи­тельных погрешностей в воспроиз­ведении цвета. Напомним, что изго­товитель печатной продукции дол­жен получить оттиски в соответствии с пожеланиями заказчика, поэтому следует предотвратить возможные претензии посредством докумен­тального фиксирования требований и наличия подписанных эталонных экземпляров выкрасок, цветопроб, оттисков.

Во-вторых, смесевые краски чаще всего используются для фоновых изображений, то есть для больших но площади заливок. Известно, что при печати таких заливок все типичные дефекты печати будут значительно заметней — обычно чаще это непропе­чатка, марашки, полошенне и т.п. Подобные дефекты могут быть вызва­ны разными причинами, но особое внимание следует уделить согласова­нию свойств связующих смесевой краски и печатаемых вслед за ней триадных красок. Например, при сов­местном использовании масляных красок на синтетическом и натураль­ном связующих в процессе печати будет происходить миграция краски между красочными аппаратами, то есть отмарывание незакрепившейся краски на офсетные цилиндры. Поэ­тому поставщики краски рекоменду­ют использовать триаду и смесевые краски одной серии.

Вадим Баканов, технический специалист ГК "Легион"

Скачать pdf версию

Автор выражает глубокую признательность компаниям Х-Rite и «Танзор», а также МГУП и приносит личную благодарность за помощь в подготовке статьи Марии Улановой. Павлу Новосельцеву, Константину Байкову и Сергею Гуляеву.
Библиографический список
1.   Цвет в промышленности / Под ред.
Р. Мак-Дональда: Пер. с англ. И.8. Пено- вой, П.П. Новосельцева под ред.
Ф.Ю. Телегина — М.: Логос, 2002.
2.   Шашлов А.Б., Уарова Р.М., Чуркин А.В. Основы светотехники — М.: МГУП,
2002.
3.   Юстова Е.Н. Цветовые измерения (Колориметрия). — Спб.: Издательс­тво С. -Петербургского университета, 2000.

Возврат к списку